Как и любой двигатель, дизелю в зимний период приходится не сладко. При низких температурах топливо становится более вязким, из-за чего хуже распыляется через форсунки, а уже распыленное «оседает» в виде росы на стенках камеры сгорания. При этом опять же из-за низких температур испарение его со стенок сильно затруднено. Ледяной воздух, поступающий в цилиндры, только ухудшает ситуацию, а ведь при этом его температура в конце сжатия должна быть выше температуры самовоспламенения дизельного топлива. Не забудьте, что при низких температурах густеет и масло, возросшее сопротивление которого приходится преодолевать при пуске… В общем, зима – время для дизеля не веселое.
Поэтому для стабильного запуска дизеля в зимних условиях в его камерах сгорания предварительно следует создать «маленькую Африку». Стартер и аккумулятор должны обеспечить мощность, достаточную, чтобы заставить коленчатый вал «толкать» поршни с большой частотой, а солярка не должна превращаться в «кисель» и кристаллизоваться при низких температурах.
Что необходимо сделать для этого?
Для дизельных двигателей, в следствие значительных степеней сжатия и более высоких, чем у бензиновых двигателей, пусковых оборотов, необходимы аккумуляторы повышенной мощности (не емкости!), которая характеризуется величиной пускового тока. Поэтому в зимних условиях не рекомендуется эксплуатировать на дизельных автомобилях аккумуляторы с пусковым током ниже 320 А. И не забудьте проверить уровень электролита. Также пристально исследуйте выводные клеммы АКБ и стартера, а также наконечники проводов. Их необходимо тщательно очистить от окисления, так как при низких температурах емкость аккумулятора значительно уменьшается, а к этому еще добавляются высокие переходные сопротивления в электрических цепях. Целесообразно нанести на клеммы слой пластичной смазки, чтобы защитить их от действия соли, обильно покрывающей наши дороги в зимний период.
В системе питания следует слить отстой из фильтра и топливного бака.
Если летом дизель работал с «дымком», стоит проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива. Сбой этого параметра может серьезно затруднить запуск холодного дизеля.
Возможно, будет разумным удалить сеточку с заборника в топливном баке. В противном случае она может стать причиной пробки привести к необходимости продувка в обратную сторону топливопровода компрессором .
Если автомобиль «пробежал» более 100 000 км, зимний запуск может быть сильно осложнен недостаточной компрессией в цилиндрах дизеля. Причина - изношенные поршневые кольца и гильзы цилиндров. Выход из ситуации – своевременный ремонт поршневой группы.
В средних полосах России зимой температура редко опускается ниже 25 градусов, поэтому использование всесезонных моторных масел не создает сложностей в работе дизеля. Можно использовать масла с пониженной вязкостью SAE 10W-30. Масла SAE 5W-30 оптимальны для Сибири.
И напоследок небольшое предостережение для любителей аэрозольных баллончиков с легковоспламеняющимися составами. Не забывайте, что дизельные двигатели могут серьезно пострадать от передозировки. Даже 1 кубический сантиметр такого чудо-состава может переломать все поршни, так как состав воспламеняется слишком рано и возникающие нагрузки для дизеля будут слишком велики.