Системы электронного управления вращением колес
Даже начинающему автомобилисту известна аббревиатура 4WD, обозначающая привод на все 4 колеса. Соответственно, под аббревиатурой FF "скрываются" переднеприводные, а под FR - заднеприводные машины. К преимуществам полноприводных автомобилей следует отнести высокую проходимость и устойчивость на бездорожье, а также хорошую сцепляемость всех четырех колес с дорогой.
Системы рассматриваемого рода подразделяются в целом на две основные группы:
- Система "Парт-Тайм" - обеспечивает в обычном режиме движение с приводом на два колеса и, в случае необходимости, переключение привода на все 4 колеса.
- Система "Фул-Тайм" - осуществляет привод на все 4 колеса в постоянном режиме.
Сейчас подавляющее большинство автомобилей оснащаются системами привода 4WD на все 4 колеса, подразделяющимися на три основных модификации:
- "Санта-Дефу" - с центральным дифференциалом;
- "Бискаку" и "Торуку Супуритто" - со вспомогательным вращающим моментом.
При использовании системы "Парт-Тайм" незначительная разность между частотами вращения передних и задних колес автомобиля вызывает тормозящий эффект.
Системой "Фул-Тайм" 4WD подобная разность частот вращения компенсируется, причем для устранения упомянутого выше тормозящего эффекта между передними и задними колесами размещаются система VCU и центральный дифференциал.
Система модификации VCU. Принципиальная схема этой системы базируется на использовании вязкостных свойств и характеристик силиконового масла. В саморегулируемой муфте сцепления "Бискаку" применяется принцип передачи вращательного момента высоковязким силиконовым маслом, размещающимся между двумя параллельными вращающимися дисками, за счет разности вращения. В то время как в обычном режиме система обеспечивает привода на два колеса, при холостом ходе передних или задних колес она осуществляет передачу крутящего момента ведущего вала на соответствующие колеса в условиях привода уже на все 4 колеса.
Система модификации с распределением крутящего момента. Системами данного рода, обеспечивающими эффективный контроль величины крутящего момента на ведущем валу в соответствии с рабочими характеристиками движения автомобиля, оборудуются модели "Легаси" и "Скайлайн". Компьютером в этой системе производится управление распределением движущей силы (приводящего усилия) за счет механизма, передающего крутящий момент на ведущие колеса путем изменения передаваемой трансмиссией мощности многодискового сцепления, работающего в масляной ванне. На автомобилях ряда моделей данная система комбинируется с системой антиблокировки тормозов на все 4 колеса.
Система модификации с центральным дифференциалом (ЦД). Принципиальная схема системы базируется на свойстве ЦД компенсировать разность частот вращения. Дифференциал, размещенный между передними и задними колесами автомобиля, компенсирует разность вращения колес и устраняет (предотвращает) тем самым эффект торможения. Тем не менее, слабым местом системы является неспособность передачи с его помощью крутящего момента с ведущего вала на одно отдельно взятое колесо, вращающееся на холостом ходу