|
|
Двигатели Toyota G-serie
Серия 4-х цилиндровых рядных двигателей S (1S, 2S, 3S, 4S, 5S) появилась в 1982 году и наряду с двигателями серии А (4А, 5А и др.), в течение долгого времени являлась основой в производственной программе концерна TOYOTA. Интересно, что за историю развития серии существовало четыре различных системы топливоподачи: карбюратор (двигатель 1S-U), центральный (одноточечный) электронный впрыск (двигатели 1S-Ui, 4S-Fi), многоточечный (распределённый) впрыск (двигатели 2S-FE, 3S-FE, 4S-FE, 5S-FE, 3S-GE) и наконец, непосредственный электронный впрыск (двигатель3S-FSE). Все двигатели серии имеют гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, что означает отсутствие необходимости в их регулировке. Первым появился карбюраторный 1S-U, рабочим объёмом 1,8 л., выпуск которого начался в 1982 году, одновременно с "выходом в свет" первого поколения TOYOTA CAMRY/VISTA (кузов SV10). Кроме CAMRY/VISTA этот двигатель "на вооружение" получили CARINA/CORONA и MARK II/CHASER/CRESTA. Мощность этого двигателя составила 100 л.с. при 5400 об/мин. Сняли с производства этот двигатель в 1988 году, когда закончился выпуск MARK II/CHASER/CRESTA в 70-м кузове. Параллельно 1S-U, в 1983 году начался выпуск двухлитрового 2S-FE с многоточечным электронным впрыском топлива (EFI), ставили который на модели CAMRY/VISTA и CARINA ED до 1987 года, когда на смену ему пришёл 3S-FE. В отличие от 1S-U и 1S-Ui этот двигатель имел 4 клапана на цилиндр с приводом от двух распределительных валов (DOHC). Мощность этого двигателя составила 120 л.с. при 5400 об/мин, что очень неплохо для двухлирового двигателя 1983 года разработки. Автомобили с двигателем 2S-FE имели на заднем стекле надпись - 16 VALVE EFI. В 1985 году начался выпуск 1S-Ui, который в отличие от 1S-U, вместо карбюратора оснастили центральным (одноточечным) электронным впрыском топлива (система Ci), что положительно сказалось на экологических параметрах двигателя и повысило его экономичность. Интересно, что 1S-Ui ставили на CAMRY/VISTA и CARINA/CORONA, но его никогда не было на автомобилях более высокого класса - MARK II/CHASER/CRESTA, где оставили карбюраторный 1S-U. Автомобили оснащённые этим двигателем имели на заднем стекле надпись - Ci (Central injector). Выпуск нового поколения двигателей серии S пришёлся на 1987 год, ведь именно тогда появились двухлитровый 3S и его "младший брат" 4S с рабочим объёмом 1,8 л. Первый, как и его предшественник - 2S-FE, имел 4 клапана на цилиндр имноготочечный электронный впрыск топлива, что и определило его маркировку - 3S-FE. С небольшими изменениями, этот двигатель выпускается до сих пор. Куда его только не ставили... CAMRY/VISTA (кузова SV20/30/40), CORONA/CARINA/CALDINA, RAV4, TOWN ACE, IPSUM, и на многие другие модели автомобилей. Мощность этого двигателя, в зависимости от машины куда он ставился и года выпуска, могла варьироваться от 129 до 140 л.с. Пожалуй, двигателей 3S-FE, выпустили больше всего из всей серии, причём он широко встречается как на чисто японских моделях TOYOTA, так на моделях выпускаемых для европейского и американского рынков. Как и у многих других серий двигателей производства концерна TOYOTA, серия S не обошлась без более форсированных двигателей с приставкой GE. У этих двигателей, в отличие от обычных FE,каждый из распределительных валов имеет собственный привод от ремня ГРМ (у двигателей FE от ремня ГРМ приводится один распределительный вал, а второй распредвал приводится от первого через шестерню). В серии S им стал 3S-GE, который появился примерно в одно время с3S-FE, и предназначался, в первую очередь, для TOYOTA CELICA. Ставили этот двигатель, кроме CELICA, на CARINA ED/CORONA EXIV, CORONA GT-R (1987 - 90 г.), CAMRY/VISTA (кузова SV20/30), CALDINA GT, ALTEZZA. Степень форсировки и, соответственно мощность этого двигателя сильно разнятся в зависимости от моделиавтомобиляи года выпуска. Так у CORONA GT-R (1987 - 90 г.) мощность 3S-GE была 160 л.с. при 6400 об/мин, а у ALTEZZA RS выпускаемых в настоящее время, она составляет уже 210 л.с. при 7600 об/мин. Самым мощным из всей серии двигателей S стал 3S-GTE, который, как следует из названия имел турбонаддув. Выпуск этого двигателя начался в 1990 году и предназначался он дляCELICA GT-FOUR. Первоначально, мощность этого двигателя составляла 225 л.с при 6000 об/мин, а у двигателей выпускаемых в настоящее время она возросла до 260 л.с при тех - же оборотах. Сейчас эти двигатели устанавливают только на CALDINA GT. Последней разработкой в серии S стал 3S-FSE с непосредственным электронным впрыском топлива (фирменное обозначение: D-4), выпуск которого начался в 1997 году. Устанавливали этот двигатель на модели CORONA PREMIO, VISTA, NADIA и явился он, по сути "пробным камнем" по внедрению двигателей с непосредственным впрыском топлива в производственной программе TOYOTA . В настоящее время он активно вытесняется принипиально новым двухлитровым 1AZ-FSE. Более "слабый" 4S, первоначально получил центральный электронный впрыск топлива, но в отличие от своего предшественника - 1S-Ui, он имел 4 клапана на цилиндр и назывался 4S-Fi. Мощность его составляла 105 л.с при 5600 об/мин. Предназначался он для CARINA/CORONA, CAMRY/VISTA, CARINA ED/CORONA EXIV, MARK II/CHASER/CRESTA и выпускался до 1990 когда был заменён 4S-FE с многоточечным электронным впрыском топлива (EFI). Автомобили с двигателем 4S-Fi имели на заднем стекле надпись - 16 VALVE Ci. Как уже говорилось выше, в 1990 году 4S-Fi заменили на 4S-FE, который кроме иной системы впрыска топлива, отличался более высокой степенью форсировки и соответственно мощностью, которая составила 125 л.с. при 6000 об/мин. Выпускали этот двигатель до 1999 года. Устанавливали его на CORONA/CARINA, MARK II/CHASER/CRESTA, CARINA ED/CORONA EXIV, CURREN, CELICA. Автомобили с двигателем 4S-FE до 1992 года выпуска имели на заднем стекле надпись - 16 VALVE EFI. Самым "объёмистым" в серии стал 5S-FE с рабочим объёмом 2,2 л. Первоначально разработанный для модели CAMRY в американо - европейском исполнении, на внутреннем японском рынке он появился в 1993 году, одновременно с моделью SCEPTER (которая по сути и являлась американо - европейской CAMRY). Позже этот двигатель стали устанавливать на теперь уже общую для всех рынков CAMRY/CAMRY GRACIA в кузове SXV20 (модель 1997 года), недавно снятую с производства. Двигатель 5S-FE отличался умеренной мощностью, которая составляла 140 л.с. при 5600 об/мин. Основываясь на отзывах автомехаников и людей эксплуатирующих автомобили с двигателями серии S, cкажем немного об эксплуатационных характеристиках этих двигателей и их надёжности (естественно не надо забывать, что скажем 3S-FE и 3S-GE могут существенно отличаться по этим показателям). Достаточно простые по устройству и в ремонте (хотя их сложнее ремонтировать чем скажем серию тойотовских двигателей А (4A, 5A)). Довольно малошумны и надёжны, по крайней мере особых проблем, при должном уходе, с ними не возникает. Их недостатком является повышенная чувствительность к качеству топлива и масла, особенно это касается высокофорсированных3S-GE и 3S-GTE. Заливать 76-й или некачественный 92-й бензин в бак автомобиля даже с карбюраторным 1S-U крайне не рекомендуется! Сводная таблица с данными по серии S Модель двигателя | Годы выпуска | Рабочий объём, см3 | Мощность/при оборотах | Крут.мом/при оборотах | Степень сжатия | Система подачи топлива | Клапанов на цил. | 1S-U | 1982-88 | 1832 | 100/5400 | 152/3400 | - | карбюр. | 2 | 1S-Ui | 1985-87 | 1832 | 105/5400 | 160/2800 | - | Ci | 2 | 2S-FE | 1983-1987 | 1995 | 120/5400 | 173/4000 | 9.8 | EFI | 4 | 3S-FE | 1987-2001 | 1998 | 129-140/6000 | 181-186/4400 | 9.5 | EFI | 4 | 3S-GE | 1987-2001 | 1998 | от 160/6400 до 210/7600 | от 191/4800 до 216/6800 | 10,2 - 11,5 | EFI | 4 | 3S-FSE | 1997-2001 | 1998 | 145/6000 | 196/4400 | 10 | D-4 | 4 | 4S-Fi | 1987-1990 | 1838 | 105/5600 | 152/2800 | 9.3 | Ci | 4 | 4S-FE | 1990-1999 | 1838 | 125/6000 | 162/4600 | 9.5 | EFI | 4 | 5S-FE | 1993-2001 | 2163 | 140/5600 | 191/4400 | - | EFI | 4 |
Данные, которые могут помочь при ремонте и поиске запчастей для двигателя 3S-FE (часть характеристик может быть общей с другими двигателями серии), приведены в таблице: Параметр | Значение параметра | Основные данные | диаметр цилиндра, мм | 86 | ход поршня, мм | 86 | число цилиндров | 4 | рабочий объём, см3 | 1998 | Поршневой палец | наружный диаметр, мм | 20 | длина, мм | 66 | Поршневые кольца | высота первого компрессионного кольца, мм | 1,5 | высота второго компрессионного кольца, мм | 1,5 | высота маслосъёмного кольца, мм | 4,0 | Коренные подшипники | диаметр шейки вала, мм | 55,001 | диаметр постели, мм | 58,999 | ширина вкладыша, мм | 19,2/22,9 | толщина вкладыша, мм | 1,994 | Шатунные подшипники | диаметр шейки вала, мм | 48 | диаметр постели, мм | 51 | ширина вкладыша, мм | 20,4 | толщина вкладыша, мм | 1,448 | Сальник коленчатого вала передний | диаметр наружный, мм | 60 | диаметр внутренний, мм | 42 | ширина, мм | 7 | Сальник коленчатого вала задний | диаметр наружный, мм | 105 | диаметр внутренний, мм | 85 | ширина, мм | 10 | Сальник распределительного вала | диаметр наружный, мм | 50 | диаметр внутренний, мм | 38 | ширина, мм | 8 | Тепловые зазоры в клапанах (на холодном двигателе) | тепловой зазор впускного клапана, мм | 0,19-0,29 | тепловой зазор выпускного клапана, мм | 0,28-0,38 | Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) | количество зубьев | 163 | шаг зубьев, мм | 8 | ширина ремня, мм | 26,7 |
Данные, которые могут помочь при ремонте и поиске запчастей для двигателя 5S-FE: Параметр | Значение параметра | Основные данные | диаметр цилиндра, мм | 87 | ход поршня, мм | 91 | число цилиндров | 4 | рабочий объём, см3 | 2164 | Поршневые кольца | высота первого компрессионного кольца, мм | 1,5 | высота второго компрессионного кольца, мм | 1,5 | высота маслосъёмного кольца, мм | 3,0/4,0 | Коренные подшипники | диаметр шейки вала, мм | 55,001 | диаметр постели, мм | 58,999 | ширина вкладыша, мм | 19,2 | толщина вкладыша, мм | 1,994 | Шатунные подшипники | диаметр шейки вала, мм | 52 | диаметр постели, мм | 55 | ширина вкладыша, мм | 18 | толщина вкладыша, мм | 1,991 | Клапан впускной | диаметр тарелки, мм | 32 | длина, мм | 100,7/97,6 | диаметр стержня, мм | 6 | Клапан выпускной | диаметр тарелки, мм | 26,9/27 | длина, мм | 100,4/90,9 | диаметр стержня, мм | 6 | Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) | количество зубьев | 163 | шаг зубьев, мм | 8,0 | ширина ремня, мм | 26,7 |
Автор неизвестен
http://japancar.pp.ru/info/085.shtml
Последние Новости Скачать бесплатно руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля
| |